Казань передумала продавать КЭТЗ
30 декабря 2004 года

Справка: ОАО КЭТЗ образовалось в результате реструктуризации ТПО «Свияга» осенью 2003 года, который являлся головным исполнителем оборонного заказа на серийное изготовление систем опознавания морского базирования. В ходе реорганизации производственные и мобилизационные мощности «Свияги» перешли в КЭТЗ. Прошлый год завод закончил с 20-миллионной выручкой при 10-миллионных убытках. Кредиторская задолженность на начало этого года составляла около 181 млн руб.

АО КСМК объединяет 5 российских судостроительных заводов («Средне-Невский» (Санкт-Петербург), Хабаровский, Амурский, «Янтарь» (Калиниград) и «Вымпел» (Рыбинск)). Головным проектантом выступает ЦМКБ «Алмаз». КСМК изготавливает боевые десантные катера и работает преимущественно по заказам федеральной пограничной службы.

В начале декабре прошлого года премьер-министр РТ Рустам Минниханов и генеральный директор КСМК Михаил Хейфиц подписали соглашение о стратегическом партнерстве, подразумевающее, что концерн станет главным инвестором находящегося в глубоком кризисе из-за отсутствия госзаказа КЭТЗ. В документе указывалось, что после акционирования КЭТЗ его контрольный пакет будет выставлен на конкурсные торги. При этом премьер прямо заявил, что КСМК получит преимущественное право при выкупе госпакета. В обмен на это концерн взял на себя обязательства обеспечить завод заказами в 2004 году на 80 млн руб., в 2005 году — на 50 млн руб., кроме того согласился погасить всю задолженность администрации завода по заработной плате в объеме 30 млн руб. В марте КЭТЗ приступил к акционированию, а КСМК через своего партнера — московский Межрегиональный инвестиционный банк — к выполнению взятых перед заводом обязательств. К настоящему времени, по данным предприятия, концерн полностью их выполнил, погасив все долги по зарплате и обеспечив казанский завод заказами со всех входящих в его структуру судостроительных заводов.

Вчера Министерство земельных и имущественных отношений РТ планировало провести аукцион по продаже 51% акций КЭТЗ. При уставном капитале предприятия в 75 млн, стартовая цена его контрольного пакета была определена в 120 млн руб. Главный претендент на госпакет был предопределен — покупателем бумаг КЭТЗ должен был стать концерн средне-и малотоннажного кораблестроения, о чем он договорился с правительством республики еще год назад. Однако запланированной продажи контрольного пакета бумаг КЭТЗ не произошло. Как сообщили в конкурсной комиссии МЗИО, торги не состоялись из-за отсутствия заявок. В КСМК не стали комментировать свое решение отказаться от участия в аукционе. Между тем, как стало известно „Ъ“, срыв торгов не стал неожиданным для продавца. Как сообщил „Ъ“ министр земельных и имущественных отношений Валерий Васильев, около месяца назад правительство республики предложило руководству КСМК другую схему интеграции двух предприятий. По словам министра, сейчас обсуждается вариант создания совместной компании, в которую правительство РТ предлагает передать в качестве своей доли контрольный пакет КЭТЗ, а концерну — оплатить свою долю денежными средствами. В этом случае правительство республики не утратит контроля над КЭТЗ, который ему стал крайне важен после августовских переговоров с главой управления развития радиоэлектронной промышленности Федерального агентства по промышленности Юрием Борисовым о возможном создании на базе казанских предприятий федерального центра по разработке и выпуску систем опознавания воздушного, морского и наземного базирования, куда может войти и КЭТЗ.

По словам господина Васильева, мероприятия по созданию совместной компании начнутся в ближайшее время. Однако, как сообщил „Ъ“ источник в правительстве, пока никаких документов (имеется в виду постановление Кабмина РТ — „Ъ“) на этот счет не подготовлено. По данным „Ъ“, КСМК на днях прислало в Казань свои предложения по создании новой структуры, но, по словам источника „Ъ“, они очень «неопределенные и неясные».

Татьяна Корнеева, "Коммерсантъ-Казань"